|
Неолиберальные экономические реформы
08.07.2020
Неолиберальные экономические реформы, к реализации которых большинство латиноамериканских стран приступило в начале 90-х годов минувшего века, оказали значительное влияние на деятельность как многосторонних, так и национальных государственных институтов развития. Однако преобразование двух групп кредитных учреждений осуществлялось кардинально различными путями. Речь никогда не шла об ограничениях кредитной деятельности региональных и субрегиональных банков, не говоря уже о возможности их ликвидации. Наоборот, на всех уровнях всегда подчеркивалась необходимость активизации участия межнациональных банков в решении проблем социально- экономического развития стран ЛКА. Поэтому в данном случае имели место изменения скорее в практическом плане: расширение функций, изменение сфер финансирования, внедрение новых форм и финансовых инструментов и т.д.
Трансформация национальных БР в отдельных странах региона приняла куда более масштабный характер. В ряде государств на первом этапе экономических преобразований возобладала точка зрения, отрицавшая необходимость прямого государственного участия в любом виде в инвестиционном процессе. Основанием для подобного подхода служили достаточно многочисленные факты неэффективности и убыточности принадлежавших государству кредитных институтов, коррупции, нецелевого использования ресурсов, в том числе и на задачи, определявшиеся политическими мотивами, и т.д. Особенно часто явления такого рода наблюдались в банках, находившихся в ведении территориальных администраций - правительств провинций Аргентины и штатов Бразилии. Закономерно, что в этих странах именно региональные банки в первую очередь подвергались приватизации, ликвидации или трансформации в финансовые учреждения иного типа. Вместе с тем преобразовывались и достаточно жизнеспособные и эффективные госбанки. В ряде случаев, особенно в малых карибских странах, это произошло не без прямого давления МВФ, эксперты которого утверждали, что у государства может не оказаться средств для поддержания капитализации принадлежавших ему кредитных институтов на должном уровне.
Любите азартные игры? Пройдите риобет казино регистрация и попробуйте сорвать крупный куш.
Тем не менее нельзя сказать, что курс на ликвидацию государственных институтов развития принял общерегиональный характер. Как видно из изложенного в книге материала, из крупных стран ЛКА лишь руководство Аргентины до конца 90-х годов не оставляло попыток свести значение госбанков в кредитной системе к минимуму. Бразилия же последовательно проводит политику, в которой сочетается “отсечение” более слабых звеньев БР и постоянное совершенствование и усиление важных для национальной экономики государственных банков. В практике Мексики с самого начала неолиберальных преобразований достаточно четко прослеживается намерение сохранить БР и нацелить их на решение стратегически важных для государства социально-экономических задач.